Решением Высшего Совета по науке и технологическому развитию Академии наук Молдовы и Национального Совета по аккредитации и аттестации журнал «Право и политология» признан как издание в области права и политологии, относящееся к научным журналам категории «Б» (решение № 151 от 21 июля 2014 года).

 

Журнал «Право и политология» является международным изданием научных партнеров

 

ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 АКАДЕМИИ НАУК МОЛДОВЫ

 ГЕЛАТСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (ГРУЗИЯ)

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПО БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИКИ (БОЛГАРИЯ)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИЗРАИЛЬ-АЗЕРБАЙДЖАН (ИЗРАИЛЬ)

ПРАВО И ПОЛИТОЛОГИЯ 35 / страница: 11

   










Намик Алиев,

доктор юридических наук, профессор,

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Азербайджанской Республики

Гасан Алиев,

докторант Академии Государственного управления

при Президенте Азербайджанской республики

 

 

 

Агрессии и оккупации как временные явления. 

 

Краеугольной идеей всех исследований территориально-этно-политических конфликтов последних 25 лет является необходимость осознания того, что агрессии и оккупации всегда приходит конец. Это - закон истории. Сам термин «агрессия» предполагает завершенность действия, вслед за которым обязательно следует устранение ее последствий: либо военным путем, либо путем мирных дипломатических переговоров. А в термин «оккупация» изначально заложен временной характер, предполагающий, что со временем оккупации приходит конец: также, либо военным путем, либо путем мирных дипломатических переговоров. Это - закон жизни, закон истории. 

Агрессия Республики Армения противоречит международному праву, поскольку она представляет собой нарушение принципа уважения территориальной целостности суверен­ных государств. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций прямо указал в своих резолюциях 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993) на ок­купацию территорий Азербайджана и вновь подтвердил при этом «суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Респуб­лики», а также «нерушимость международ­ных границ». В том же духе сформулирована резолюция 62/243 Генеральной Ассамблеи от 14 марта 2008 года, в которой Ассамблея «вновь заявляет о не­изменном уважении и поддержке суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики в пределах ее международно признанных гра­ниц» [3]. 

К этому следует добавить, что прак­тически с самого момента своего образования Республика Армения и Азербай­джанская Республика, как и другие государства, подписавшие Алма-Атинскую декларацию от 21 декабря 1991 года, приняли на себя обязательство признавать и уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость сущест­вующих границ [6]. В статье 3 Устава Содружества Независимых Государств (СНГ), участниками которого являются Армения и Азербайджан, подчеркива­ется принцип нерушимости государственных границ, признания существую­щих границ и отказа от противоправных территориальных приобретений [7].

В результате агрессии были нарушены права азербайджанцев, как в Республике Армения, так и на оккупированных территориях Азербайджана, за которые Армения несет международную ответственность, вытекающую, в частности, из Протокола № 4 к Европейской конвенции о правах человека 1963 года, где в пункте 1 статьи 3 говорит­ся: «Никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является».

В соответствии с нормами гуманитарного права, оккупация не предоставляет оккупирующему государству суверенитета над оккупированной территорией. «Аннексия завоеванной территории запрещена международным правом, - пишет известный юрист-международник Гассер. – Это непременно означает, что, если одно государство приобретает власть над частями территории другого государства с помощью силы или угрозы силой, такая ситуация должна рассматриваться как временная согласно международному праву. Международное право касательно враждебной оккупации должно, следовательно, пониматься как означающее, что оккупирующая держава не является суверенной, но осуществляет непостоянный, временный контроль над иностранной территорией» [1, р.242].

После этнической чистки азербайджанцев-аборигенов из Республики Армения и Карабаха, достижения в 1994 году Бишкекского соглашения (протокола) о прекращении огня и приостановлении военных действий, Республика Армения на оккупированных территориях Азербайджанской Республики продолжила осуществлять политику искусственного изменения демографической ситуации. С этой целью получил старт процесс незаконного расселения армян на оккупированных территориях, который продолжается и сегодня. Из некоторых источников, в первую очередь армянских, и согласно данным миссии ОБСЕ, известно, что, начиная с середины 90-х годов прошлого века по 2012-й год, на оккупированных территориях было расселено 25-27 тысяч армян. Подобная политика заселения поддерживается и финансируется правительством Республики Армении и армянской диаспорой за рубежом. 

Оккупация азербайджанских территорий сопровождается разграблением и незаконным использованием природных, материальных и духовных ценностей. Постоянно поступают сведения о разрушении домов, могил, памятников культуры, вывозе с оккупированных территорий Азербайджана в другие государства оборудования, строительных материалов и т. д. Уникальные экспонаты из музеев на оккупированных территориях были либо уничтожены, либо присвоены армянами. Известны факты представления в различных странах мира азербайджанских культурно-исторических произведений и природных ресурсов, захваченных на оккупированных территориях, в качестве национального достояния Республики Армения. Так, например, участились случаи продажи древних азербайджанских музыкальных инструментов и ковров в качестве армянских на различных выставках и аукционах в странах Европы, СНГ и Северной Америки. 

Следует отметить особое значение, придаваемое армянами задаче присвоения памятников древней Кавказской Албании (исторического государства на территории Азербайджана). Древние албанские надписи, стенные узоры и кресты на них заменялись армянской атрибутикой. Целый ряд мечетей же используются под амбары. Эта целенаправленная кампания должна показать, что оккупированные земли с культурно-исторической точки зрения Азербайджану не принадлежат, тем самым оправдывая расселение на них армян. В этой связи следует особо отметить массовые случаи замены азербайджанских топонимов (наименований мест) армянскими. Главной целью всего этого является создание "основы" для "узаконения" этих территорий в будущем. 

Осуществляемая Арменией на оккупированных территориях Азербайджана аннексионистская политика, преследующая цель добиться перехода суверенитета над этими территориями, хорошо известна в международной практике. Подобные попытки предпринимались ранее неоднократно, в связи с чем международное сообщество выработало нормы, призванные эффективно им противодействовать. Международное право, применяемое не только к жителям оккупированной территории, но защищающее также независимое существование государства, его институтов и законов, запрещает действия, которые базируются исключительно на военной силе оккупирующей державы, а не на суверенном решении оккупированного государства. 

Кроме того, осуществление данной политики противоречит Четвертой Женевской Конвенции от 12 августа 1949-го года «О защите мирного населения во время войны» и добавленным к ней протоколам, к которой в 1993-м году присоединилась и Республика Армения [5, 166-253, 261-368]

Наблюдая за действиями всех основных геополитических акторов этого конфликта, можно прийти к выводу, что наступил период осознания ими необходимости разрешения конфликта, как выразились главы государств – сопредседателей Минской группы, «изменения статуса-кво». Принципиальный вопрос, на который еще не получен ответ – каким образом будет разрешен конфликт и восстановлена территориальная целостность Азербайджанской Республики.

         В свете сказанного, хотелось бы напомнить сопредседателям Минской группы ОБСЕ латинский постулат "Invitat cuplam qui peccatum praeterit" (Несет вину проходящий мимо преступления – лат.), характеризующий высокую степень их ответственности, а, в конечном счете, ответственность представляемых ими государств в своевременном (а скорее, наоборот, в запоздалом) прекращении оккупации Республикой Армения азербайджанских территорий.

Мы уже писали ранее, что разрешение международного территориального конфликта возможно лишь тогда, когда мировым сообществом дана его объективная политико-правовая оценка. К сожалению, возникла парадоксальная ситуация, когда риторика представителей стран Минской группы не отражает, а порой и противоречит международно-правовым документам, которые поддержали и за которые голосовали их страны. Мало того, их действия противоречат позиции глав их государств, которые заявили о недопустимости сохранения статуса-кво, т.е. оккупации азербайджанских территорий. Именно неспособность (а может и нежелание) сопредседателей Минской группы публично дать политико-правовую оценку армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту приводит к продолжению конфликта.

Что же следует предпринять для прекращения агрессии и оккупации азербайджанских территорий, для разрешения конфликта? Прежде всего, при выработке окончательного решения по урегулированию конфликта следует строго разграничить историю и международное право, отделив их друг от друга. Лишь только на основе всестороннего, полного, исчерпывающего изучения причин и корней конфликта, оценки сложившейся, на момент выработки решения, ситуации возможно достижение нижеследующих основных целей: 1) принятия сторонами (при участии посредников) справедливого решения; 2) юридически правильного и результативного применения общепризнанных международно-правовых норм; 3) обеспечения стабильного, долговременного, гарантированного мировым сообществом мира.

Казалось бы, что еще надо доказывать, и как можно увиливать от истины после принятия Парламентской Ассамблеей Совета Европы 25 января 2005 года резолюции 1416 (2005) «Конфликт в нагорно-карабахском регионе, решением которого занимается Минская конференция ОБСЕ» (докладчик Дэвид Аткинсон), в которой была признана оккупация значительной части территории Азербайджана войсками Республика Армения, а также подчеркнуто, что «оккупация иностранной территории любым государством-членом представляет собой серьезное нарушение обязательств этого государства как члена Совета Европы» [2].

         А после принятия в середине марта 2008 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюции «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана», дающей фактически политико-правовую оценку нагорно-карабахского конфликта [3], все надеялись, что она послужить толчком к принятию подобных решений и другими международными организациями, и, прежде всего ОБСЕ, в рамках которой пока безуспешно осуществляется минский переговорный процесс.

         Именно позиция ОБСЕ, не замечающей решения многих международных организаций, не обращающей внимание на позицию Азербайджанской Республики, да и просто закрывающей глаза на объективную истину, является сегодня причиной продолжающегося конфликта, невозможности прекращения оккупации, продолжения нарушения положений Хельсинского Акта 1975 года [4]. Положение абсурдное, когда вопреки всем международно-правовым нормам не оказывается международного давления на оккупанта, а наоборот, требуют уступок от жертвы агрессии. И осуществляет это организация, созданная на основе и во исполнение положений Хельсинского Акта.

         Однако, возвращаясь к началу моих размышлений, хочу еще раз подчеркнуть, что понятия агрессия и оккупация - временные. А после их прекращения ответственность будут нести не только агрессоры и оккупанты, но, надеемся, и их посредники.

         Сегодня важна любая возможность довести до общественности Европы истину об армяно-азербайджанском нагорно-карабахском конфликте, многолетнем процессе его безуспешного (надеемся - пока) разрешения, роли в этом Минской группы ОБСЕ. Только понимание того, что знание истины, осознание того, что процесс развала государств, нарушения территориальной целостности, не может никого оставить в стороне - способно сегодня остановить войну. Активная позиция мировой общественности, объективно информированной о происходящем в мире, способна обеспечить мирное разрешение конфликтов на основе международно-признанных правовых норм существования человечества. 

Литература:

  1. Gasser, H.P. Protection of the Civilian Population. In Handbook of Humanitarian Law in Armed Conflict. Ed. D.Fleck. – Oxford, 1995
  2. Конфликт в нагорно-карабахском регионе, решением которого занимается Минская конференция ОБСЕ.  Резолюция 1416 (2005) Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 2005 года. http://assembly.coe.int 
  3. О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана. Резолюция 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, март 2008 года
  4. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975). - http://www1.umn.edu/humanrts/russian/osce/basics/Roscebasc.html
  5. 1949-cu il 12 avqust tarixli Cenevrə Konvensiyaları və onlara Protokollar. – Bakı: AR Milli Məclisi və Beynəlxalq Qızıl Xaç Komitəsi, 1999. – 392 s.
  6. Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года. - Сборник документов Содружества Независимых Государств. 1991, № 1, с. 15
  7. Устав Содружества Независимых Государств, 1993. – 34 International Legal Materials 1279, 1283 (1995)

 

 

 

 

Ключевые слова: агрессия, оккупация, Минская группа ОБСЕ, нагорно-карабахский конфликт, гуманитарное право, статус-кво, резолюция ПАСЕ, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, Азербайджанская Республика, Республика Армения

 

Published by: AZIZ AZERBAIJAN-ISRAEL INTERNATIONAL ASSOCIATION(ISRAEL)
  • LAW AND POLITOLOGY
    International scientific journal
    Website: www.law-politology.az
    Email: [email protected]
  • Mercaz Yotzey Azerbaijan AzIz
    Hess str. 3/7 Rishon leTzion
    Israel 7521859
  • הס 3/7
    ראשון לציון
    ישראל
    7521859