Решением Высшего Совета по науке и технологическому развитию Академии наук Молдовы и Национального Совета по аккредитации и аттестации журнал «Право и политология» признан как издание в области права и политологии, относящееся к научным журналам категории «Б» (решение № 151 от 21 июля 2014 года).
Журнал «Право и политология» является международным изданием научных партнеров
ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
АКАДЕМИИ НАУК МОЛДОВЫ
ГЕЛАТСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (ГРУЗИЯ)
ВЫСШАЯ ШКОЛА ПО БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИКИ (БОЛГАРИЯ)
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИЗРАИЛЬ-АЗЕРБАЙДЖАН (ИЗРАИЛЬ)
доктор исторических наук, профессор (Грузия)
В 1918 ГОДУ
Ключевые слова: Южный Кавказ, Республика Армения, Азербайджанская Демократическая Республика, Демократическая Республика Грузия, армяно-грузинские взаимоотношения в 1918-1920 годах, независимость, территориальные претензии, Иреван, «Дашнакцутюн», «АСАЛА», «Армяно-арийский орден», Джавахети, Российская империя
В начале ХIХ века народы Южного Кавказа оказались в составе Российской империи. Это было «наименьшим злом»: утеряв независимость, они, однако, оказались защищенными от персидско-османской агрессии и смогли в основном сохранить свои национальные особенности и традиции. После длительного мирного периода возродилось национально-освободительное движение, что в результате развала в 1917 году Российской империи завершилось обретением независимости тремя основными населяющими Закавказье народами - грузинским, армянским и азербайджанским. Уже тогда выявились противоречия между ними. В частности, между грузинским и армянским обществами. Меры, предпринятые в этом направлении политическими кругами этих народов, не принесли приемлемых решений. На этой почве произросли армяно-грузинские социально-политические противоречия, которые легли в основу армяно-грузинских взаимоотношений в 1918-1920 годах [1].
Главное место в армяно-грузинских взаимоотношениях занимали вопросы государственных границ. Стремление правительства демократической Республики Грузия в 1918-1920 годах мирными путями разрешить противоречия, связанные с территориальными вопросами, закончились безрезультатно. Беспочвенные территориальные претензии независимой Армении к Демократической Республике Грузия вызвали армяно-грузинский вооруженный конфликт, в котором преимущество в основном имели грузины и от сокрушительного поражения, в котором Армению спасло лишь вмешательство стран Антанты. Ни армяно-грузинская мирная конференция в начале 1919 года, ни Парижская мирная конференция не разрешили существующих между двумя государствами территориальных противоречий. Ее единственным результатом было создание Антантой на исконной грузинской земле, в Лорском уезде, т.н. «нейтральной зоны», которая после установления Советской власти в 1921 году была передана Армении [подробнее см. 1]. Поощренная этим успехом Армения, в течение всего ХХ века пыталась захватить территории Грузии и Азербайджана, что продолжается до сих пор.
В 1918-1920 годах Демократической Республике Грузия пришлось вести 7 войн и усмирять 12 восстаний. 25 (!) грузинских генералов закончили Академию генштаба России. Большая их часть были полными Георгиевскими кавалерами. Тысячи грузинских офицеров и унтер-офицеров прошли обучение в военных училищах и на фронтах мировой войны. В Грузии находились десятки тысяч вернувшихся с фронта солдат, а на территории страны, особенно в тбилисских арсеналах и на складах, было более чем достаточно оружия, снаряжения и боеприпасов. Однако бессильное правительство Жордания, увлеченное планами построения демократического государства, не сумело использовать эти прекрасные кадры и возможности, создать пусть малочисленную, но хорошо подготовленную и дисциплинированную армию. Наспех собранные территориальные батальоны после каждой войны расформировывались, а лучшие военачальники (генералы Г. Квинитидзе, Г. Мазниашвили, Г. Габашвили и др.) отправлялись на пенсию. Несмотря на это, грузинская армия успешнo вела оборонительные сражения с такими сильными противниками, как красная и белая Россия, султанская и ататюркская Турция, дашнакская и советская Армения.
После провозглашения 26 мая 1918 года независимости Грузии, Армянский Национальный Совет, во главе которого стояли дашнаки, 28 мая 1918 года в Тбилиси объявил Армению независимой республикой. В начале июля было создано правительство Республики Армения во главе с Иованесом Каджазнуни, которое впоследствии, вместе с Национальным Советом, перебралось в Иреван, бывшую столицу Иреванского ханства, подаренную Республике Армения Национальным Советом Азербайджана [2,13]. Очевидно, что Армянский Национальный Совет и правительство намеренно задерживали свой переезд в Ереван, поскольку у армянских руководителей, во-первых, имелись претензии на исконно грузинские территории, в том числе и на Тбилиси, а во-вторых, было желание создать антигрузинскую «пятую колонну».
Поражение России в первой мировой войне, чему в значительной степени способствовала часть лидеров большевистской партии во главе с платным агентом Германии А. Парвусом и его «учениками» В. Лениным и Л. Троцким, поставило страны Закавказья в трудное положение. По Брест-Литовскому мирному договору большевики уступили Турции значительную часть Закавказья. Для отражения турецкой агрессии Грузия сумела установить связь с Германией. Поначалу такая политика казалась правильной, однако впоследствии надежды, возлагаемые на Германию, не оправдались.
В ноябре 1918 года в Германии вспыхнула революция, которая свергла кайзеровский режим. Был аннулирован Брест-Литовский договор. Германские войска оставили Закавказье. В соответствии с подписанным 30 октября 1918 года англо-турецким мирным договором, Турция вывела свои войска из занятых в Закавказье территорий. Вместо них в Закавказье вошли английские войска, которые в определенной степени поддерживали претензии Армении.
Именно поэтому руководители Армении сочли эту обстановку благоприятной для удовлетворения своих претензий и 7 декабря 1918 года, без объявления войны, Республика Армения начала агрессию против Грузии. Вооруженные армянские отряды заняли Санаян и Алаверди, начали грабить железную дорогу и другие объекты. После этого правительство Республики Армения предъявило грузинским властям ультиматум об оставлении ими Ахалкалакского и Борчалинского уездов. Попытка грузинского правительства провести мирные переговоры оказалась безрезультатной.
Беспочвенным территориальным претензиям Армении в отношении Грузии в определенной степени способствовали социал-демократы Грузии. Именно они еще в 1912 году в Киеве признали Ахалцихе, Ахалкалаки и Борчалинский уезд до Навтлуги территориями Армении. Н. Жордания утверждал, что треть Тбилиси принадлежит армянам.
Правительство Грузии, хоть и с опозданием, однако приняло меры к отражению армянской агрессии – отдало приказ воинским частям и республиканской гвардии освободить самовольно захваченные армянскими войсками территории. 19 декабря начались столкновения. Войска Армении повсюду потерпели поражение. Особенно тяжелое поражение потерпели армяне в бою у Шулавери. Войска Армении начали отход, который перерос в бегство. Армения оказалась в критическом положении, дорога для вторжения на ее собственную территорию оказалась открытой. В войну были втянуты все силы Армении, в то время как значительная часть резервных частей вооруженных сил Грузии, как из Западной, так и из Восточной Грузии, только начала стягиваться к фронту. Именно в это время в конфликт вмешалось командование находящихся в Закавказье английских войск, помощь которого явно спасла Армению от окончательного сокрушительного поражения. После ряда переговоров и соглашений 31 декабря боевые действия по всему фронту были прекращены и продвижение грузинских войск приостановилось.
1 января 1919 года английские войска заняли районы Лоры и Борчалы от станции Айрум до станции Шагалы. Эта территория была провозглашена «нейтральной зоной». 9 января 1919 года в Тбилиси открылась грузино-армянская конференция по перемирию, на которой были уточнены условия временного перемирия. Администрация Лорской нейтральной зоны была смешанной, грузино-армянской. Контроль над ней осуществляли английский, а затем американский военный представитель. 22 января 1919 года между Грузией и Арменией был подписан временный договор о перемирии, в соответствии с которым были юридически оформлены достигнутые соглашения – прекращение войны и создание нейтральной зоны Лоры. Было принято решение о том, что грузинская армия остается на том рубеже, который она занимала в 12 часов 31 декабря 1918 года. Очевидно, что территория, которую армяне оспаривали у Грузии, рассматривалась англичанами и французами как часть Грузии. Претензии армянской делегации в отношении Ахалкалакского уезда были отклонены английскими и французскими представителями, и этот вопрос был снят с повестки дня. В соответствии с этим решением, Ахалкалакский уезд оставался под юрисдикцией Грузии. В дальнейшем армянская сторона пыталась по дипломатическим каналам пересмотреть этот вопрос и решить его в свою пользу. Итоги выигранной войны оказались для Грузии незавидными. Подписание договора о перемирии с Арменией было для Грузии вынужденным актом. Спорным объявлялся исконный грузинский край – Лоре. Этим перемирием агрессоры добились того, что проигранная ими война в итоге превратилась для них в выигранную. Оторванная от Грузии территория, хоть и не присоединенная к Армении, а объявленная «нейтральной», давала Армении возможность прибрать ее в будущем к рукам, что и случилось впоследствии.
Испытав поражение в войне с Грузией и не сумев дипломатическими путями захватить грузинскую территорию, правительство Армении надеялось добиться этого с помощью победивших великих держав на Парижской мирной конференции. Однако в секретных соглашениях великих держав (Англия, Франция, Россия, США, Италия) нигде не была поддержана идея создания «Великой Армении» [об абсурдности идеи см. 3].
У правительств Грузии и Армении был разный подход к Парижской конференции, каждое из них надеялось, что конференция примет желательные для них решения. Для защиты своих национальных интересов правительства Грузии и Армении послали в Париж делегации. Их попытки заручиться поддержкой великих держав в виде «мандатов» на управление оказались безуспешными. Парижская мирная конференция не решила спорных вопросов, существовавших между Грузией и Армений.
В ноябре 1920 года, дашнакское правительство подписало с Грузией соглашение, по которому ей временно передавалось право управления нейтральной зоной Лоре. Это было вызвано тем, что в августе 1920 года в Севре был подписан мир между Антантой и Турцией, по которому Армении передавалась часть восточных провинций Анатолии с выходом к Черному морю. Армения начала войну с целью занять эти территории, однако потерпела поражение от кемалистских войск и повернула обратно к границам Грузии.
После поражения в войне с Турцией, 26 ноября 1920 года, Армения подписала декларацию, в которой отказывалась от территорий, переданных ей по Севрскому договору. Спустя 3 дня, 29 ноября 1920 года, в Армении была установлена советская власть. Вскоре народный комиссар иностранных дел советской Армении потребовал от правительства Демократической Республики Грузия вывести грузинские войска из района Лоре. На этот раз правительство Армении продолжило борьбу под другим идеологическим флагом.
После установления советской власти, 7 июля 1921 года, пленум Кавбюро принял постановление о передаче Советской Армении бывшей нейтральной зоны Лоре. Так от Грузии была оторвана значительная часть ее исторической территории.
После установления советской власти в Закавказье большевики приступили к проведению политики «национального мира» и «братства». Этой обстановкой лучше всего воспользовались армяне и значительно увеличили свою территорию.
Воодушевленные успехом, новые руководители Армении попытались усилить старую политику. В 1922 году они представили проект объединения Ахалкалакского и Борчалинского уездов и создания на их основе единой армянской административной единицы, которая в дальнейшем, в перспективе, должна была быть присоединена к Армении. Однако эта попытка в 1923 году закончилась провалом. В том же году в азербайджанском Нагорном Карабахе был создан армянский национальный округ с центром в Ханкенди.
В 30-е годы минувшего столетия Армения продолжала «ползучее» расширение своей территории. В 1929-1930 годах Армении был передан большой кусок азербайджанской территории. Воодушевленные этим, армянские большевики попытались сделать следующий шаг – в северо-западном, грузинском направлении. Первый секретарь ЦК КП Армении А. Ханджян потребовал от Л.П.Берия передать Армении Ахалцихский и Ахалкалакский районы. Ответ был достаточно жесткий и закончился трагически: Л.Берия застрелил первого секретаря ЦК КП Армении в своем кабинете.
Тем не менее, в последующие годы существования СССР этнический ареал армян значительно расширился. Особенно привлекало их Черноморское побережье Грузии, в частности, Абхазия. В этих широкомасштабных мероприятиях вместе с руководителями Армении активно участвовала армянская церковь. По традиции, чтобы не смешиваться с местным населением, армяне селились группами, что впоследствии давало основание для перераспределения территорий по этническому принципу.
Таким образом, при советском режиме армянам удалось получить значительную часть территорий Грузии и Азербайджана.
Почувствовав приближение распада СССР в конце 80-х годов ХХ столетия, руководители Армении начали составлять планы территориального расширения будущей независимой Армении. Внезапно на арене появилась исчезнувшая в советский период партия «Дашнакцутюн» и другие националистические организации. В 1985 году в столице Греции Афинах собрался ХХIII съезд «Дашнакцутюн». В повестке дня был один вопрос – расширение территории Армении. В силу известных причин, турецкого направления на съезде не касались. Съезд предлагал Центру (т.е. Москве), чтобы Армения стала ее геополитической опорой в регионе. Лишь один вопрос вызывал разногласия среди делегатов съезда – с какого направления начинать наступление: с северного (Азербайджан) или с западного (Грузия). По итогам голосования, с перевесом в один голос, было принято решение начать наступление с карабахского (Азербайджан) направления. Армяне сумели реализовать этот план и заняли не только Карабах, но и прилегающие азербайджанские территории.
После осуществления решений ХХIII съезд «Дашнакцутюн» в отношении Азербайджана, наступила очередь Грузии. Однако на пути агрессивных планов армян здесь встал первый Президент Грузии Звиад Гамсахурдия. В результате принятых им мер представителям «удивительного народа» [4] (проникнувшим извне, участникам «пятой колонны») пришлось один за другим покинуть Грузию. Однако враги за пределами и внутри Грузии не дали З. Гамсахурдия возможности справедливо и гуманно решить «армянский вопрос» в Грузии.
Этот вопрос приобретает особую актуальность в новейшей истории Грузии. Активной разрушительной деятельностью в Южной Грузии занимаются члены террористических организаций «Дашнакцутюн», «Крунк» («Журавль»), «АСАЛА». Представители «Дашнакцутюн», «Федаин», «Джавахки», «Армяно-арийского ордена» и других армянских партий и организаций снабжают население Южной Грузии трудами сомнительной ценности. Примечательно, что символами «Армяно-арийского ордена» являются: перекрещенные друг с другом свастика и орел, которые очень напоминают символы фашистской Германии. Председатель этого объединения Армен Аветисян в беседе с корреспондентом газеты «Асавал-дасавали» прямо заявил: «Джавахки был нашим, сейчас он ваш, отдадите вы его нам мирным путем? Если так, то хорошо, а если нет – война неизбежна! Джавахки исконная армянская земля и должна быть возвращена Армении, насчет остального договоримся... Если придется воевать, будем воевать, чтобы возвратить себе родину...» [5]. А. Аветисян не сомневается, что война закончится победой Армении, его мало волнует, что она принесет большое несчастье обоим народам.
В перечисленных трудах горе-исследователей проводятся и «доказываются» предположения о принадлежности Джавахети Армении, в связи с чем необходимо, якобы, присвоить этому региону статус автономии для защиты национальных интересов живущего здесь армянского населения. Эту мысль, к примеру, высказывает в беседе с корреспондентом газеты «Асавал-дасавали» Спартак Сейранян [6].
Как только в Грузии возникают проблемы во внутренних или внешних взаимоотношениях, в Джавахети тотчас активизируются антигрузинские силы, находящиеся в тесном контакте с правящими кругами Армении. Правительство Армении не раз заявляло, что перед сегодняшними властями Армении не стоит вопрос Джавахки применительно к территориальному единству Грузии и что они никак не влияют на происходящие здесь события. Да, сегодня такой вопрос не стоит, но между строк этих заявлений отчетливо читается, что завтра он может встать и решаться будет по карабахскому сценарию. Правящие круги Армении свои надежды на приобретение новых территорий и создание «Великой Армении» связывают с Россией. Россия же, со своей стороны, старается укрепить и усилить своего геополитического союзника Армению и тем самым сохранить для себя определенную опору в Закавказье. Здесь она все более жестко противостоит Грузии, о чем свидетельствуют события, происходящие в последнее время в России. Однако такая политика ни Армении, ни ее покровителю - России, успеха не принесет. Вероятно, для Армении наилучшим выходом было бы решать вопрос путем добрососедского и конструктивного диалога и переговоров.
В связи с этим большинство политиков, ученых и политологов считают, что если руководители Армении будут продолжать попытки создания разными путями государства «Великая Армения», то шансы их осуществления будут примерно такими же, как шансы провозглашения Санкт-Петербурга столицей этого государства.
Литература: